Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Страх, ты чей?

Страх, ты чей?

    Некоторые наши чувства, особенно интенсивно переживаемые, неадекватные происходящему событию, могут принадлежать нашим предкам — родителям, бабушкам, дедушкам, другим членам семейной системы.

В терапии важно вернуть чувства тому, кому они принадлежали изначально, разделить личности и судьбы двух людей, получить разрешение от того, с кем человек идентифицирован, на счастливую самостоятельную жизнь. Важно, чтобы клиент посмотрел на того человека, чувства которого он принял, с любовью, благодарностью и уважением перед ним и его судьбой. Тогда перенятые чувства возвращаются к тому, кому они принадлежали изначально, а тот, кто освобождается от перенятых чувств, испытывает заметное облегчение.

Различные техники помогают освободиться от позаимствованных чувств, давая человеку возможность жить своей собственной жизнью. Так, например, расстановочные техники часто сочетаются с техниками из других направлений терапии. Один из таких примеров я предлагаю сегодня вашему вниманию.

Пример из практики.

Двадцати шестилетняя девушка, назовем ее Тоня, не доверяет мужчинам, боится предательства. Я предлагаю девушке:

— Вылепи «предательство».

Лепит.

— Расскажи о том образе, который получился.

— Это нож металлический, красивый, точнее, кинжал, очень острый, символ опасности, раньше такие носили для устрашения.

— Как он попал к тебе?

— Он передается как наследие.

— От кого он перешел к тебе?

Тоня подумала некоторое время, в ее голосе звучало удивление.

— Мне он достался от прабабушки Антонины.

— Тебя назвали в ее честь?

— Да.

— Где он находится?

— В сердце.

— Зачем он там?

— Если ранят, не так больно, там уже находится кинжал.

Кто может тебя ранить?

— Мужчина.

— Где в этой комнате ты могла бы представить прабабушку?

Представляет, определяет для прабабушки место.

— Представь, что сейчас ты прабабушка Антонина, встань на ее место. Как кинжал появился у прабабушки?

— (из роли прабабушки). Я ранена войной, хотя, наверно, правильнее будет сказать, что война повлияла на мое уважение к мужчинам. Твой прадед – мой муж, испугался возможных мучений в боях, побоялся оказаться в плену. Он много слышал таких историй… После мобилизации он пошел на сеновал, и там повесился. Он нанес мне рану, прямо в сердце. После его смерти многие односельчане буквально показывали на меня пальцем и говорили: «Смотрите, вон идет жена труса».

— Тоня, вернись на свое место. Прабабушка выжила, передала жизнь потомкам, а вместе с жизнью ты взяла и ее переживания. Сейчас я буду предлагать тебе говорить некоторые слова. Ты повторяешь их только в том случае, если с ними полностью согласна. Хорошо?

— Да.

— Прабабушка, меня назвали твоим именем, во мне есть часть от тебя, но, я и ты – мы разные люди.

Повторяет.

— Из любви к тебе я, как и ты, ношу кинжал в своем сердце, как упоминание о том, что на мужчин нельзя положиться.

Повторяет.

— Побудь еще раз на месте прабабушки. Что вы чувствуете, прабабушка Антонина, когда слышите слова правнучки?

— Мне больно слышать, что из любви ко мне она носит кинжал в своем сердце. Этот кинжал принадлежит мне. Это я пережила всю боль и ужасы войны, разочарование в муже. Ты, Тонечка, живешь совсем в другое время, я хочу, чтобы ты была счастлива. Мне достаточно того, что ты помнишь обо мне. Мы женщины одного рода, но, мы действительно разные люди. Отдай кинжал мне, он мой.

Тоня возвращает кинжал прабабушке, то есть, перекладывает его на то место, на котором стояла прабабушка.

— Как чувствуешь себя сейчас?

— Сердце сейчас свободно, оно хочет раздаться эхом по всему телу, чтобы услышал другой человек. Сердце хочет радости.

— Ты можешь вылепить радость?

Лепит.

 — Моя радость похожа на символ инь – ян, соединение мужского и женского. Желтый цвет соответствует солнцу, а красный цвет, как маки, которые я люблю с детства. Для меня это похоже на состояние, когда можно делиться радостью с мужчиной, и эта радость разнообразная.

В расстановке Тоня с уважением к прабабушке вернула ей те чувства, которые у нее позаимствовала. Очень часто, когда тело освобождается от чего – то лишнего, в нем возникает пустота, которую необходимо заполнить чем – то ресурсным. В нашем примере, освободившись от кинжала, символизирующего перенятые от прабабушки чувства, Тоня захотела заполниться радостью.

Вылепленные образы кинжала и радости позволяют лучше прочувствовать символику образа, так как к визуальному восприятию добавляется телесное – кинестетическое восприятие.

Теперь Тоня свободна от чужих чувств и ответственна только за свои собственные чувства, свои желания и свои цели.

Источник

Оставить комментарий