Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Как начинающему психологу поддерживать себя после неудачной работы

Как начинающему психологу поддерживать себя после неудачной работы

Как начинающему психологу поддерживать себя после неудачной работы с клиентом, или проведенного тренинга.

Каждый из нас (коллег-психологов) может вспомнить из своей практики хотя бы один случай, когда он переживал провал. Клиент ушел с середины сессии в ярости, в обесценивании. Или клиент записался на следующую сессию, но не пришел, только позвонил и сказал, что ему не понравилась предыдущая сессия и он не будет продолжать.

Все эти истории так или иначе связаны с переживанием отвержения.

И вот то, как психолог реагирует на отвержение – напрямую описывает его способность поддерживать себя и быть устойчивым, не рассыпаясь на составные части.

Конечно, теория сильно отличается от реального разбора и супервизии, но я все же попробую обобщить свои мысли по этой теме.

Какие чувства испытывает начинающий психолог, когда его отвергают?

Если психолог хорошо владеет умением осознавать свои переживания, чувства, потребности, то это большое подспорье в том, чтобы не наломать дров. При отвержении клиентом могут рождаться такие чувства как: злость, обида, стыд, вина.

В том случае, если навыка осознанности недостаточно, то эти чувства могут оставаться как будто в тумане, спутанными, перемешанными с воспоминаниями о похожих ситуациях, замороженными. И тогда мы уже говорим о не переживании этих чувств, когда они как будто застряли и не нашли выход в уместной форме. Замороженные, заблокированные, невыраженные чувства будут требовать своего выражения, будут искать возможность для выхода, в связи с чем наша задача найти уместный способ выразить их, наполнив эти переживания содержанием.

Чего не стоит делать при отвержении.

  • Я думаю, что меньше всего стоит убеждать себя и окружающих в том, что вас это не задело, что вам не больно – не стоит обесценивать значимость этого события для себя. Фразы типа: «Ничего страшного, подумаешь» относят к этому неполезному способу.
  • Также не стоит заниматься самобичеванием, ведь попытки обесценить себя и свою работу также не принесут ничего, кроме еще большей болезненности.
  • Попытки отомстить клиенту, в след сказав едкую интервенцию типа «это ваш выбор, вы так и останетесь одиноким стариком, который отвергает всех» помогут выплеснуть аффект, но содержания в них мало и скорее всего останется ощущения недовыраженности.
  • Вот еще один вариант нечувствительности к отвержению – это попытки все-таки установить контакт с клиентом, дозвониться до него, дописаться, переубедить, что он не прав, что он ошибается в вас. Наверное, есть случаи и клиенты, с которыми это необходимо, например, те, что находятся в длительной терапии, и отношения с ними стали очень важными для обоих. Но я склоняюсь к тому, что игнорирование отвержения в данном случае не позволяется отдать ответственность клиенту за то, что он делает. Как-будто вы не верите в том, что он взрослый и может сам принимать решения, пусть даже неверные.

Что стоит попробовать предпринять для удержания устойчивости.

Если есть возможность дать клиенту обратную связь на его отвержение, то можно, опираясь на свое состояние злости, растерянности, стыда, и т.д. сообщить клиенту, что с вами происходит в связи с его поступком.

А если возможности поговорить с клиентом нет, то можно уделить себе время и поразмышлять над следующими вопросами:

  • Что я чувствую сейчас, в каком я состоянии?
  • Что я хочу и с кем связано мое желание?
  • Что я не смог/ не смогла сделать
  • Что я по-прежнему хорошо делаю
  • Что изменилось во мне как в человеке и как в профессионале после этой работы?
  • И стоит с этим случаем обратиться на супервизию или интервизию, чтобы обеспечить себя поддержкой коллег. 

    Источник

    Оставить комментарий