Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Как мы объясняем себе происходящее

Как мы объясняем себе происходящее

 

Нам обязательно надо объяснять себе происходящее.
В частности, происходящее с нами.
Мы, люди, так устроены, что в состоянии хаоса не можем находиться в принципе.
Мы обязательно придаём структуру тому, что нас окружает.
 
Как писал глубоко почитаемый мною Ирвин Ялом в "Экзистенциальной психотерапии", объяснительная система обязательно должна быть. И наличие неправильной объяснительной системы лучше, чем вообще полное её отсутствие. В общем, лучше уж неправильная объяснительная система, чем никакой.)
 
Мы можем использовать разные слова для описания своей объяснительной системы.
Это может быть "эго", "бессознательное" "коллективное бессознательное", "личность", "субличность", "архетипы", "родовой сценарий" и ещё очень много слов, которыми мы оперируем, пытаясь понять, что с нами происходит и почему.
 
Это понимание чрезвычайно важно для нас!
И, удивительным образом, если мы находим слова, которые попадают как бы в резонанс с нашим эмоциональным настроем, нас как будто отпускает то напряжение, в котором мы находились, пока не понимали — а что же с нами происходит!?
Мы как будто получаем какую-то устойчивость: ну вот — теперь всё понятно!
А чувствовать себя устойчиво очень приятно. Это придаёт уверенности и как будто даже наполняет внутренней силой.
Не зря ведь есть даже такое выражение "крепко стоять на ногах". Это про человека, который чётко понимает, что происходит. И понимает, что он хочет и что от него зависит.
 
В этом сильно может помочь умный психолог, который может тонко почувствовать, какая именно объяснительная система подходит именно нам.
И не будет нам навязывать привычный ему шаблон объяснительной системы — если так случается, то это вызывает недоумение и раздражение. По крайней мере, поначалу уж точно))
То есть будет сопровождать нас в путешествии по нашему миру, помогая нам увидеть на этом увлекательном пути, где, под каким кустиком, спрятаны наши сокровища, на которые мы, скорей всего, прежде не обращали внимания.)

 
На самом деле нам нужно именно то объяснение, которое не противоречит нашим глубинным установкам. Только в такое мы можем поверить.
 
Если же наши глубинные установки травматичны для нас в принципе и мешают нам радоваться жизни, то корректировка их — дело довольно непростое.
И найти в нашем опыте то, за что можно, так сказать, зацепиться, чтобы вылезти на светлую сторону, можно только при помощи тех слов, которые не противоречат нашей объяснительной системе, а — внимание! — мягко её дополняют.Нам нужна определённость. И мы её создаём себе любой ценой. Цена может быть высока и не обязательно измеряться деньгами.
 
Нам может нравиться или не нравиться происходящее.
Нам может нравиться или не нравиться наше собственное объяснение, но оно всегда у нас есть.
 
И обычно нам кажется, что объяснение у происходящего именно то, какое мы думаем.
Ну, может, мы себя и уговариваем, что оно как-то по-другому, но всё равно наша версия (даже если она у нас глубоко запрятана и мы ей сопротивляемся) всё равно нами воспринимается как настоящая и единственно верная.
 
Как мы создаём себе эту версию?
 
Мы с рождения (а на самом деле и раньше, ещё в утробе матери) получаем некие сигналы от мира, которые закладываются у нас как причинно-следственные связи.
 
Эти причинно-следственные связи могут быть логичными с точки зрения ребёнка.
Но выглядеть совершенно нелепыми с точки зрения взрослого.
 
Ну, например, младенец уход матери на кухню может воспринимать как угрозу своей жизни, потому что он не знает, вернётся ли она. А без неё он выжить не может — потому что человеческий детёныш абсолютно беспомощен.
 
Пример утрированный, но это — с точки зрения взрослого!
А с точки зрения младенца оно как-то по-другому.
И из такого огромного количества мелочей, условно говоря, ткётся ткань того, как воспринимает себя и окружающую действительность человек.
Сначала ребёнок, а потом взрослый.
 
И так формируется наша личная объяснительная система.
Она — в словах и образах. В ощущениях.
Иногда для них непросто подобрать слова.
Но когда слова находятся, мы получаем некий инструмент управления собой и своим мировосприятием.
Как мы им пользуемся, другой вопрос… Но он у нас есть.
 
Слова, которые мы используем, придают чёткую структуру нашему отношению к жизни и себе.
И чем больше и богаче наш словарный запас, тем многогранее наша структура.
Эту структуру мы создаём себе сами, выйдя уже из состояния беспомощного младенца.
 
Надо сказать, что слов существует — огромное количество!
Все их узнать не представляется возможным, так как у всех у нас есть экзистенциальные ограничения.
Ну "нельзя объять неоъятное"! (Козьма Прутков):)
 
А для того, чтобы расширять свой словарный запас именно теми словами, которые реально помогают нам осознавать себя и своё место во вселенной (да, ну пусть пафосно))), надо почаще задавать себе вопросы и… учиться.
 
Вопросы — не оригинальные)) Но как часто мы про них забываем.. А вспоминаем лишь, когда, что называется, припрёт))
"Чего я хочу?". "Для чего я этого хочу?". "Зачем я это делаю?" "Чтобы получилось — что?".
 
Ответы на эти вопросы дают нам возможность понять, что же нам интересно?
Именно нам, а не кому-то ещё. Потому что одинаковых людей нет. А играть в чужую игру — неинтересно))
Хотя… иногда… командная игра может доставить нам много удовольствия!:) 
 
 
 
Осознавание собственного творчества своего мира — задача длиною в жизнь.
И хорошо бы это делать осмысленно!:)
 

Спасибо вам за ваше внимание! 
С удовольствием отвечу на ваши вопросы. 

Регистрируйтесь на сайте b17.ru и получайте доступ к интересной информации по практической психологии
 
На мою консультацию можно записаться здесь

 http://www.b17.ru/balakhonskaya/#consultation  

Источник

Оставить комментарий