Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Каждый возрастной период ребенка – уникален

Каждый возрастной период ребенка – уникален

От рождения до трех лет малыша

В практике в сфере детско–родительских отношений часто сталкиваешься с ситуацией, когда родители не обладают информацией о возрастной периодизации развития психологических механизмов и поведенческих процессов. При этом родители ждут от своего чада свершений без учёта индивидуальных,  а порой и специфических особенностей самого ребенка. https://www.b17.ru/article/89287/

Соответственно, когда на консультацию приходят родители, которого пытаются подогнать своего дитя под общие стандарты, работа в первую очередь ведётся непосредственно с родителями, конечно, включая в процесс самого ребенка. Работы с родителями, а так же детьми строится на практических и теоретических знаниях. И, в первую очередь, это знания по возрастной периодизации.

Чтобы более глубоко разобраться в этом вопросе,  давайте рассмотрим каждый возрастной период отдельно: чем характеризуется, что знаменует, на что надо опираться родителям в воспитании и развитии ребенка.

Первый возрастной период, который мы рассмотрим, базируясь на опыте практиков – теоретиков психологии, от рождения малыша до трех лет.

Возраст от рождения до 3-х лет жизни ребёнка считается этапом раннего детства.  Некоторые ученые этот возрастной период разделяют на два этапа: первый – от 0 до 1 года – раннее младенчество, и второй – от 1 года до 3 лет – позднее младенчество. 

Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А.
Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. —480 

В первом периоде (от 0 до года) родителям очень важно реализовать базовую потребность ребёнка в доверии к миру, когда младенец напрямую зависит от родителей. Обычно родители в первую очередь обращают внимание на удовлетворение физиологических потребностей малыша. Но в этом периоде для ребёнка очень важны тепло, забота, чувствование нужности, исходящие от любящих родителей. На основе заботы и внимания к маленькому человечку между родителями и ребёнком формируется био–психо–эмоциональная связь, а у самого младенца – доверие к миру за счёт безусловной поддержки родителями. В дальнейшем на основе реализованной базовой потребности доверия к людям и окружающему миру ребёнок становится более самостоятельным и уверенным в себе.

В этом возрасте ребенок так же удовлетворяет  потребность в предметном общении, возникает понимание внешних объектов на основе координации восприятия и движения (в игровой форме на основе взаимодействия со значимыми людьми).

Немаловажными навыками, формирующимися в этом возрасте, являются ходьба и первые слова. Эти навыки так же формируются на основе взаимодействия ребенок – старшие дети или родители. Было замечено, что у детей, родившихся в семье, где уже есть дети, формирование навыка речи и ходьбы происходит гораздо быстрей. В возрастном периоде от 1 года до 3 лет ребенок становится более самостоятельным, открыто транслируя информацию о себе миру за счет речи, которая помогает в достижении желаемого, и навыка хождения.

Мышление малыша ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит скрытые части или внутреннее содержание вещей, он считает их такими, какими их отражает непосредственное восприятие.

От 2,5 до 3,5 лет возраст «Я сам». Первый возрастной период, когда ребенок научается действовать самостоятельно на основе приобретённого опыта во взаимодействии с близким окружением. Это очень важно учесть родителям или опекунам. В этом возрасте формируется плато для дальнейшего развития и воспитания ребенка. И, если в этом возрасте ребенок научается решать определенные ситуации, например одевание или мытье посуды, под незримым контролем старшего взрослого, то в дальнейшем ребенку будет легче реализовать свои потребности, не прибегая к помощи взрослого. Это является частью социализации ребенка, освоение им норм и отношений между людьми.

И так самое важное, что нужно учесть родителям  и включить в свой арсенал взаимодействия с ребенком от 1 года до 3 лет. Первое и главное – сформировать для ребёнка безопасную среду для реализации своей базовой потребности доверия к миру. И второе, немало важное, — помощь ребёнку в приобретении навыка предметного отношения в материальном мире в игровой форме. Это стимулирует протекание психических процессов и создает благотворную почву в возрасте «Я сам», когда формируются первые предпосылки самостоятельности, необходимой для познания окружающего мира.

 

Статья психолога ПФЦ «Псифизис» Т.В. Петуховой.

Источник

Оставить комментарий