Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Диагностика детско-родительских отношений с помощью проективного рисунка.

Диагностика детско-родительских отношений с помощью проективного рисунка.

Описание случая и размещение фотографий согласовано с клиенткой. 

Клиенты: 
Мама с сыном 8 лет (возраст изменен). Диагноз мальчика: гиперкинетическое расстройство.

Начало работы. 
Предлагаю каждому нарисовать, не глядя друг на друга, барашка в бутылке. Рисунок мальчика обсуждаем сразу же, рисунок мамы – на отдельной сессии без ребенка. 

Рассказ ребенка (сокращенный вариант без вопросов психолога): «Барашку плоховато, потому что бутылка закрыта пробкой, он задыхается, и не может погулять. А бутылке нормально, но когда ее разобьют, почувствует боль. Ее разобьют, так как она – экспонат в музее. Ее разобью браконьеры, чтобы скушать барашка. Барашек мечтает поговорить с кошками, поплавать в море, подстричься. Ему уже давным-давно хочется выбраться. Он может вытолкнуть пробку копытцем, превратиться в бабочку и улететь. Он не делает этого, потому что боится. Но барашек выйдет из бутылки во время субботника, когда все уйдут. Бутылка почувствует себя пустовато, она ведь съела и переваривает барашка. А барашек будет пастись в поле. Найдет себе семейку барашков. Если же барашек скажет, что ему плохо, то бутылка откроет пробку, он вдохнет воздух и получит травку. Если бутылка это сделает, то он никуда не уйдет. А бутылка вообще резиновая и может растянуться. Барашек ничего не боится, потому что у него острые зубки, и бутылка ничего не боится, потому что она подружилась с барашком». 

Рассказ мамы: «Барашку в бутылке хорошо, так как бутылка открыта, и он может выйти, когда захочет. Если барашек уйдет, то он будет бегать по травке и веселиться, а бутылка будет скучать. Барашек боится злых людей, а бутылка боится разбиться и поранить барашка». 

Анализ рисунков и рассказов. 
Барашек в данной методике является метафорой ребенка, а бутылка — метафорой родителей. 

Рисунок ребенка демонстрирует сильнейшую гиперопеку, подтверждаемую рассказом. Ребенок «задыхается», ограниченный заботой родителей. Это не может не вызывать у него агрессию, однако, он ее не осознает и приписывает третьим лицам – браконьерам, которые разобьют бутылку. При этом присутствует еще и аутоагрессия , приписываемая тем же браконьерам, так как барашка в итоге съедят. 

Положительный момент в том, что ребенок все-таки хочет стать более самостоятельным. Он рассматривает вариант не только деструктивного освобождения в виде разрушения бутылки, но и мирного исхода в виде аккуратного открывания бутылки копытцем. После вопроса о том, как еще может поступить барашек в этой ситуации, ребенок предложил третий вариант – договориться с бутылкой, на котором он в итоге и останавливается. Вариант, с одной стороны, хорош тем, что ребенок готов к конструктивным переговорам. Но, с другой стороны, его желание быть более самостоятельным ограничено, так как его устроит просто небольшое послабление чрезмерной заботы. 

Со слов мамы можно подумать, что гиперопеки нет, и ребенку предоставлена достаточная свобода. Однако эта свобода иллюзорна. Если внимательно посмотреть на рисунок, то окажется, что горлышко бутылки хоть и не закрыто, но слишком узкое, чтобы через него можно было пройти. Так же и маме кажется, что она предоставляет ребенку достаточно самостоятельности, но на самом деле, его свобода слишком ограничена. 

Также интересно то, что бутылка на рисунке ребенка стоит на подставке, то есть она сама по себе не устойчива и нуждается в опоре. В то же время и мама говорит о страхе, что бутылка разобьется и повредит барашку. Это указывает на неустойчивость семейной системы в целом. В дальнейшем мама подтвердила гипотезу о нестабильности семьи и опасении, что изменения могут отразиться на ребенке.

В следующей статье будет описано продолжение диагностики с помощью работы в песочнице.

Источник

Оставить комментарий