Главная » ПСИХОЛОГИЯ » А живым закончить школу шансы есть? (часть первая)

А живым закончить школу шансы есть? (часть первая)

На написание статьи меня подтолкнула вот такая вот анекдотическая картинка. И было бы все это смешно, если бы не казалось так грустно. Ребенок приходит в школу за знаниями. Приходит, обычно мотивированный на учебу. Редко когда встретишь первоклассника, который не хочет учиться. Если уж так и случилось, то причиной тому обычно служит перегруженность разного рода занятиями, которые казались родителям в период его дошкольного детства более важными, чем скажем, его потребность играть. Я не выступаю против того, что детям полезно раннее развитие, просто всего должно быть в меру. И играть – это вовсе не значит впустую проводить время, которое скажем можно потратить на изучение английского (китайского, французского, тут уж каждый выбирает сам), ментальную арифметику и обучение письму, играть – это значит познавать мир в той форме, которая доступна ребенку. Однако порой родителям кажется иначе.

Ну что ж, перешагнув порог школы, возьмем все-таки для примера ребенка, который хочет учиться, он сталкивается с тем, что результат его труда теперь будут не просто оценивать, но и ставить отметки. И хорошо, если родители окажутся к этому подготовлены. Да-да, я пишу именно родители, потому что с этого момента как раз и возникают разного рода проблемы, которые в те самые злополучные отметки и упираются. Отметки становятся мерилом всего. Уровня знаний, способности ребенка усваивать учебный материал, его поведения. И вот тогда родителям приходится выбирать, как относиться к тому, что ребенок, скажем, приносит из школы «плохие» отметки. Ругать, стыдить, наказывать, искать «корень зла» в учителе, школьной программе, или же махнуть на все рукой?

Мой собственный ребенок учится в третьем классе. И вот, буквально на днях, встречаю маму его одноклассника. «Не знаю, что и думать, — поделилась она, — за русский «тройка», за математику «тройка». Может, учитель не в настроении? Или просто требовать стали больше?» Встревожена, и, как и многие родители, чувствует себя виноватой за то, что не может уделить сыну достаточно внимания. Вернее даже не сыну, а его урокам. Работа с девяти до шести, домой не раньше семи-восьми возвращается. А там пока ужин приготовишь, пока посуду помоешь, а ему уже и спать ложиться пора. «Я уже и ругала его, — поделилась она, — а толку все равно никакого».

А у меня сложилось впечатление, будто это не ребенка в школе оценили, а маму, то, как она справляется (или не справляется) с возложенными на нее родительскими функциями. А раз не справляется, то родительский контроль надо усилить. Тут уже вход идут всевозможные формы «кнута и пряника». Кто-то лишает компьютера, кто-то сладкого, а кто-то обещает за хорошие отметки материальное поощрение.

Но вернемся-таки к ребенку. Итак, классу к третьему, реже к пятому-шестому желание учиться у большинства ребят практически сходит на «нет». «Как бы вообще выйти из  школы живым, если за «пятерки» в рай, а за двойки» в ад»? Если в школе повсеместно ругают за отметки, и дома ситуация повторяется, то о какой мотивации вообще будет идти речь?

Изменить позицию учителей мы не сможем (даже если очень сильно этого захотим). Однако родителям может быть и имеет смысл задуматься, какую именно роль они отводят отметкам, которые получает ребенок. Видят ли они за ними его самого? Знают ли они о его чувствах, переживаниях, мыслях? Понимают ли, что боязнь получить «двойку» может быть продиктована страхом потерять родительскую любовь, а постоянные укоры в том, что он не успевает, формируют в нем убежденность, что «он плохой» и «его попросту не за что больше любить». Тут уже, простите, не до желания учиться, тут бы просто «выжить».

Из этих укоров потом на гора вырастают целый ряд проблем (симптомов): низкая самооценка, неуверенность в себе, тревожность.

И, мне кажется, стоит всерьез подумать, что именно мы измеряем отметками и стоит ли отводить им такую уж большую роль.

Источник

Оставить комментарий